Какие товарные знаки нельзя зарегистрировать
Абсолютные и иные основания для отказа в регистрации товарного знака.
Прежде чем разрабатывать дизайн, начинать проверку и регистрацию выбранного названия товарного знака, необходимо знать, что не все обозначения имеют шансы быть зарегистрированными.
Законодательством РФ в области охраны товарных знаков предусмотрены ограничения в отношении обозначений, на которые можно получить исключительные права. Поэтому, перед тем как приступить к проверке и регистрации выбранного обозначения, нужно оценить его на соответствие критериям охраноспособности, предъявляемым статьей 1483 Четвертой части ГК РФ "Основания для отказа в регистрации товарного знака".
Часто бывает сложно самостоятельно оценить соответствует ли выбранное название требованиям охраноспособности, предъявляемым законодательством о товарных знаках, так как такая оценка требует специальных знаний и опыта. Поэтому, для анализа охраноспособности товарного знака желательно обратиться к опытным специалистам, имеющим большой опыт в выполнении такого вида работ.
Что не получится зарегистрировать как товарный знак?
Знаки, не обладающие различительной способностью
Различительная способность товарного знака является важным понятием в законодательстве. Для того чтобы быть зарегистрированным в патентном ведомстве и получить правовую охрану, товарный знак или знак обслуживания должен обладать способностью «идентифицировать и отличать» соответствующие товары или услуги одного производителя от аналогичных товаров и услуг других участников рынка.
В пункте 1 статьи 1483 ГК РФ перечислены обозначения, которые не подлежат регистрации как товарные знаки в силу отсутствия различителного характера.
Буквы и цифры
Знакам, представляющим собой отдельные буквы, буквосочетания не образующие словесного характера и цифры, выполненные стандартным шрифтом и не имеющие характерного графического исполнения не предоставляется правовая охрана.
Под словесным характером понимается, совокупность гласных и согласных звуков, в любой последовательности образующих слоги.
Например, цифры:
12345
Буквы и буквосочетания латиницы или кириллицы, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слова в начертании без характерной графической манеры:
WPZ BBB ЗПЖБ
Линии и простые фигуры
Не обладают отличительным характером простые геометрические фигуры и линии, а также их сочетания, не образующие композиций, дающих качественно иной уровень восприятия, отличный от восприятия отдельных входящих в них элементов.
Например:
Описательные обозначения
Заявленным на регистрацию торговым маркам, состоящим только из элементов содержащих характеристики товаров, не предоставляется правовая охрана, а производителям - исключительное право на их использование, поскольку у любого лица может возникнуть необходимость использовать в хозяйственном обороте обозначения, которые описывают товар. Такие обозначения называются описательными и им не предоставляется самостоятельная правовая защита.
К обозначениям такого типа относятся:
Сокращения и аббревиатуры
Не обладающими способностью индивидуализации признаются общепринятые сокращенния наименования организаций, предприятий, отраслей и их аббревиатуры так как они могут использоваться различными производителями в той или иной сфере деятельности.
ХИМПРОМ, ПИЩЕПРОМ, АВИАПРОМ, РОСПОТРЕБНАДЗОР, АЭС
Указание вида товаров
Слова и словосочетания, вошедшие во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида также не подлежат регистрации.
Под такими обозначениями понимается названия, которые в результате длительного применения различными производителями стали указанием конкретного вида товара.
Такие элементы входят в лексикон как обозначения определенных товаров как бывшие товарные знаки, которые в результате длительного использования для обозначения этих же и однородных товаров различными производителями превратились в видовые обозначения.
Так, например, слово «термос» стало общим термином и больше не подлежит охране как товарный знак, хотя когда-то оно было связано с продукцией конкретного производителя, теперь этот термин обозначает общий тип сосуда для хранения содержимого в постоянной температуре, то же самое относится и к подбного рода названиям.
Например, "НЕЙЛОН", "ЦЕЛЛОФАН", "РУБЕРОИД"
Видовые понятия разрешается свободно размещать на товарах, использовать в документации, и в рекламе.
Общепринятые символы и термины
К общепринятым символам относятся, как правило, обозначения, символизирующие отрасль хозяйства, область деятельности, к которым относятся товары, содержащиеся в перечне товаров, в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака;
условные обозначения, применяемые в науке и технике.
Например, не могут быть зарегистрированы как товарные знаки:
- символ змеи над чашей (в отношении услуг 44 класса МКТУ медицинские услуги и услуги аптек)
- изображение диода (в отношении товаров 09 класса МКТУ радиоприборы)
- знаки, призывающие к охране окружающей среды поддержки чистоты и сдачи тары для вторичной переработки
К общепринятым терминам относятся лексические единицы, характерные для конкретных областей науки и техники.
Обозначения:
"кулон, вольт, ом, джоуль, ватт, герц" не будут зарегистрированы в качестве товарного знака, в отношении электротехнических изделий и электроизмерительной аппаратуры.
Аналогично этому не будут признаны охраноспособными:
- "гидрат, сульфат" в отношении химических товаров,
- "браузер, байт, драйвер, макрос" для компьютерной техники и услуг по разработке программного обеспечения.
Для того чтобы узнать, являются ли те или иные обозначения используемыми в определенной области деятельности терминами, необходимо обратиться к словарям, специализированным справочникам и энциклопедиям.
Знаки, характеризующие товары
Законом не допускается регистрировать обозначения, характеризующих товары, указывающие на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта.
К таким обозначениям относятся, в частности:
-
Общепринятые наименования, представляющие собой, как правило, простые указания товаров, заявляемые для обозначения этих товаров.
КОФЕ, ШОКОЛАД, ОДЕЖДА
Обозначения категории качества товаров.
ЭКОЛОГИЧНЫЙ, НАТУРАЛЬНЫЙ
-
Указание свойств товаров (в том числе носящие хвалебный характер).
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ, СУПЕР, ДОЛГОВЕЧНЫЙ
-
Указания материала или состава сырья.
ШЕЛК 100%, ГОВЯДИНА, ЛАТЕКС, НА БЕРЕЗОВЫХ БРУНЬКАХ
-
Указания веса, объема, цены товаров;
10 КИЛОГРАММ, 1 ЛИТР, 100 РУБ.
-
Даты производства товаров;
2016 год
-
Данные по истории создания производства.
С XIX ВЕКА, С 1876 ГОДА
-
Видовые наименования предприятий.
БАНК, МАГАЗИН, КЛУБ, РЕСТОРАН
-
Адреса изготовителей товаров и посреднических фирм.
УЛ. ИВАНОВА, 15
-
Обозначения, состоящие частично или полностью из географических названий, которые могут быть восприняты как указания на место нахождения изготовителя продукции.
ВЕНЕЦИЯ, ПАРИЖ, МИЛАН
При этом нужно учесть, что не все географические названия воспринимаются как указания на место производства или сбыта товара и нахождения изготовителя.
Допускается регистрация географических названий, которые не имеют существенного отношения к коммерческой деятельности или производству соответствующих товаров и услуг, например, слово "ЭВЕРЕСТ" не может быть признано описательным для бананов, поскольку маловероятно, что потребители поверят, что этот знак идентифицирует место из которого происходят товары.
Аналогично не будут восприняты как указания на место производства товара и нахождения изготовителя ("АНТАРКТИДА" для мороженного, "КАЗБЕК" для чая и т.п.). Они могут быть охарактеризованы как фантазийные.
Форма товаров
Не допускается государственная регистрация товарных знаков, представляющих собой форму товаров, которая определяется главным образом свойством либо назначением товаров и является традиционной, используемой многими производителями.
К обозначениям, представляющим собой общепринятую форму товаров, которая определяется их свойством или назначением, относятся, например, изображения обычной (без каких-либо отличительных признаков) тарной коробки, банки для напитка.
Например:
Изображения товаров
Не могут быть зарегистрированы реалистические или схематические изображения товаров, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров, поскольку любой производитель должен иметь право свободно помещать на упаковке и в рекламе изображения производимых им изделий.
Например:
Упомянутые элементы, не обладающие различительной способностью, могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
При определении, занимает ли неохраняемый элемент доминирующее положение в товарном знаке, в первую очередь должно оцениваться его смысловое значение и пространственное положение.
Государственные символы, гербы и флаги
В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, которые воспроизводят или имитируют:
1) государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки;
2) сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и знаки;
ООН, ЮНЕСКО, WWF, GREENPEACE
3) официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия.
Такие элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа.
Ложные или вводящие в заблуждение
Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы: являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
К таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
Обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение, если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из его элементов.
Примеры введения в заблуждения.
Нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака обозначение, включающее слово "NEW YORK" на имя российского заявителя так как такая регистрация может ввести потребителя в заблуждение относительно места производства товаров.
Не будет предоставлена охрана товарному знаку, включающему слово "Natural" для товаров выполненных из заменителей натуральных материалов.
Противоречащие принципам гуманности и морали
К таким обозначениям относятся, в частности, слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства, слова, написание которых нарушает правила орфографии русского языка, и т.п.
Регистрация таких товарных знаков невозможна ни при каках обстоятельствах.
- нецензурные (бранные) слова и выражения, например "офигеть";
- жаргонные (сленговые) слова и выражения, вызывающие неприятные ассоциации, например, "разведи (обуй, надуй) товарища", слова и выражения, написание которых нарушает правила орфографии, например "Щас порву!"
Для того чтобы выяснить, является ли выбранное название на иностранном языке неблагозвучным, или имеет нежелательные оттенки значения, необходимо обратиться к словарям.
Названия охраняемых культурных и природных объектов
Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков
Примеры: Государственный Эрмитаж, Русский музей, Московский Кремль, Петергоф, Байкал, Colosseum, Cathedral of Notre-Dame
Названия спиртных напитков из определенного географического региона
В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств - участников этого международного договора в качестве обозначений, позволяющих идентифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта.
Примеры: шампанское, коньяк, бордо, херес
Иные основания для отказа в регистрации
Помимо обладания различительной способностью товарный знак не дожен нарушать права других лиц на объекты промышленной собственности, авторского права, личные неимущественные права и при этом являться уникальным.
Относительные основания для отказа в регистрации напрямую связаны с уникальностью товарного знака.
Товарный знак не должен быть тождественным или сходным до степени смешения с:
- зарегистрированными товарными знаками других лиц и международными знаками, заявленными или охраняемыми в Российской Федерации на основании Мадридского соглашения и Протокола в отношении однородных товаров;
- охраняемыми наименованиями мест происхождения товаров, географическими указаниями в отношении любых товаров;
- фирменными наименованиями, коммерческим обозначениями либо с названиями селекционных достижений, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака в отношении однородных товаров;
- промышленными образцами, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.
Законодательство также налагает запрет на регистрацию в тех случаям, когда заявленный товарный знак включает в себя известные в Российской Федерации объекты авторских прав без согласия авторов или их наследников:
- название произведения науки, литературы или искусства;
- персонаж или цитату из известного произведения;
- произведение искусства;
- фрагмент произведения искусства;
- имя или псевдоним, портрет известного лица.
Услуги по оценке охраноспособности товарных знаков
Для проведения оценки пришлите нам:
- Перечень видов деятельности и/или товаров, в отношении которых предполагается использовать товарный знак (в свободной форме).
- Предполагаемые к подаче на регистрацию словесное обозначение или изображение товарного знака (в формате .gif или .jpg).
Мы проанализируем ваше обозначение на предмет абсолютных оснований для отказа в регистрации и поможем еще до начала проверки на тождество и сходство с товарными знаками и поданными заявками заранее выявить непроходные варианты обозначений.