
Регистрация товарного знака в Китае
Российским компаниям выходящим на китайский рынок необходимо задуматься о защите прав на свою интеллектуальную собственность. Если вы ведете бизнес, продаете товары или производите продукцию в Китае или есть вероятность, что вы сделаете это в будущем, рассмотрите возможность регистрации своей торговой марки в как можно раньше.
Зачем регистрировать товарный знак в Китае?
Китайская система регистрации товарных знаков основывается на принципе приоритета согласно которому, кто первый подал заявку, тот имеет приоритет в правах и становится владельцем товарного знака, независимо от того, кто первым использовал или разработал его. Подача заявки на регистрацию товарного знака - решающий и важный шаг, который часто игнорируется или упускается из виду владельцами бизнеса, заинтересованными в продвижении своих продуктов в Китае.
Защита от подделок
Торговля контрафактными товарами - это отрасль с оборотом в триллионы долларов, причем большая часть этой фальшивой продукции производится в Китае. К сожалению, продажа поддельных товаров под вашим товарным знаком обходится очень дорого. Потеря репутации от размывания бренда и упущенная выгода могут иметь негативные финансовые последствия и обернуться огромными убытками. Чтобы сохранить контроль над брендом, над созданием которого вы много работали, вы должны зарегистрировать свой товарный знак в Китае.
Защита от недобросовестных регистраций
Очень часто китайские компании регистрируют торговые марки с намерением продать ее обратно иностранной компании по завышенной цене. Эти тактические регистрации товарных знаков, которые называют недобросовестными, представляют собой серьезную проблему, с которой сталкиваются многие российские компании, планирующие поставлять продукцию на рынок Китая.
Даже если вы просто производите свою продукцию в Китае с целью продажи товаров в России всегда существует вероятность, что ваш партнер-производитель зарегистрирует ваш товарный знак на свое имя, внесет его в таможенный реестр и сможет запретить вывоз товаров с территории Китая.
И последнее, но не менее важное: с зарегистрированной торговой маркой компания более привлекательна для клиентов. Клиенты больше уважают и доверяют компаниям, которые защищают их товарные знаки и инвестируют в них.
Что даёт регистрация знака в КНР
Регистрация товарного знака в Китае даёт следующие преимущества:
Исключительное право на использование знака на территории всей страны;
Возможность запрета использования знака другими лицами, включая локальных конкурентов, партнёров и производителей;
Право подавать жалобы на контрафакт в таможенные органы и требовать изъятия поддельной продукции;
Легальное основание для участия в маркетплейсах (например, JD.com, Tmall, Alibaba), которые требуют подтверждения прав на бренд;
Возможность лицензировать знак или передавать его другим лицам на выгодных условиях.
Без регистрации в Китае вы фактически не можете защищать свои права на бренд.
Риски: если вы не зарегистрируете знак
Если вы работаете в Китае без товарного знака, вы рискуете:
- Потерять право на свой бренд. Вашу марку может зарегистрировать другой человек или компания (в том числе ваши партнёры или подрядчики).
- Получить судебный запрет на использование собственного бренда в Китае и на экспорт из страны.
- Столкнуться с блокировками на китайских маркетплейсах — они могут не разрешить размещение вашего бренда.
- Не суметь бороться с подделками. вы не можете официально подавать жалобы в органы КНР.
- Понести репутационные и финансовые потери, если ваш знак будет использоваться в недобросовестных целях — например, для продажи некачественной продукции.
Многие компании сталкивались с тем, что были вынуждены выкупать свои собственные товарные знаки у «сквоттеров» — китайских регистрантов, которые оформляют известные бренды на себя, чтобы потом продать их настоящим владельцам.
Поиск в реестре товарных знаков
Китай - огромный мировой рынок, на котором в 2023 году было подано более 9 миллионов заявок на регистрацию товарных знаков, а по состоянию на февраль 2025 года общее число зарегистрированных знаков составило более 50 миллионов. При таком переполненном реестре важно не нарушать права на чужие товарные знаки.

Перед подачей заявки необходимо знать, что выбранное название свободно для регистрации. Важно проверить, не зарегистрировал ли кто-то еще знак идентичный или сходный с вашим в отношении однородных товаров и услуг.
Проведение поиска в реестре товарных знаков Китая позволит убедиться, что вы не нарушаете права на какие-либо существующие торговые марки. Выявление конфликтующих марок с самого начала может снизить риск нарушения и сэкономит ваше время и деньги на заявки, которые могут быть отклонены.
Как и где проверить товарный знак ?
Проверить доступность регистрации возможно на сайте Китайского ведомства по товарным знакам. Официальный веб-сайт Национального управления интеллектуальной собственности Китая (China Intellectual Property Administration) предоставляет бесплатный инструмент онлайн-поиска по адресу https://wcjs.sbj.cnipa.gov.cn/. База доступна как на китайском, так и на английском языках. Ссылка на англоязычную версию находится в правом верхнем углу страницы. Доступ к веб-сайту может быть медленным. Если вы не сможете загрузить страницу - повторите попытку.
В руководстве по поиску в китайских базах объясняется, как выполнить предварительный проверку на уникальность самостоятельно. Подробная инструкция по самостоятельному поиску знаков находится здесь.
Необходимо отметить, что из-за огромного количества заявок, поданных в Китае, в базе данных происходит задержка обновления информации о поданных заявках. "Слепой период" обычно длится 3-6 месяцев, что приводит к пропуску информации.
Самостоятельный поиск или помощь экспертов
Самостоятельная проверка по базе данных Национального управления интеллектуальной собственности Китая позволит провести предварительный поиск основная цель которого - выявить идентичные (тождественные) марки, однако для получения более точных результатов рекомендуется обратиться к услугам квалифицированных китайских агентов по товарным знакам знакомых с тонкостями китайского законодательства и практикой экспертизы товарных знаков в Китае. Средняя стоимость услуг агентов по проведению поиска обычно варьируется от $100 до $150 за 1 класс товаров.
Если результаты проверки не выявят идентичных и сходных обозначений, это хороший сигнал.
- У вашего товарного знака нет конфликтов с уже существующими знаками в выбранном классе товаров.
- Вероятность успешной регистрации значительно возрастает.
Что делать если найдется похожий знак
В случае если проверка выявит существующую регистрацию идентичного или сходного товарного знака в отношении аналогичных товаров или услуг, у вас есть несколько вариантов.
- Возможно вы сможете договориться о приемлемой цене для покупки знака у владельца или получить письмо-согласие от собственника при определенных условиях - это иногда наиболее прагматичный выбор.
- Если вы считаете, что знак не использовался в течение трех лет с момента регистрации, вы можете подать иск об аннулировании знака в связи с его неиспользованием.
- Наконец, вы можете видоизменить название или разработать другой бренд для китайского рынка.
Как зарегистрировать товарный знак в КНР
Способы подачи заявки
В целях эффективной защиты в Китае товарные знаки могут быть зарегистрированы двумя способами:
-
Регистрация по национальной процедуре через национальное ведомство — Китайское национальное ведомство по интеллектуальной собственности (CNIPA).
-
Регистрация по международной системе Мадридского протокола, если у вас уже есть зарегистрированный товарный знак или подана заявка в России.
И та, и другая системы имеют свои преимущества и недостатки которые будут подробно рассмотрены ниже.
1. Регистрация знака в Китае по национальной системе
Регистрация товарных знаков в Китае регулируется Законом о товарных знаках (Trademark Law of the People's Republic of China).
Согласно положениям статьи 2 Закона, органом, отвечающим за регистрацию торговых марок и управление ими по всей стране, является Управление по товарным знакам административного департамента промышленности и торговли при Государственном совете (China Intellectual property administration).

Китайские агенты по товарным знакам
В соответствии со статьей 18 Закона о товарных знаках КНР, иностранные граждане или иностранные предприятия, намеревающиеся подать заявку на регистрацию товарного знака и решить другие вопросы, связанные с товарным знаком, должны вести дела с ведомством через через уполномоченного представителя в Китае.
В Китае агент по товарным знакам должен работать в агентстве или юридической фирме, зарегистрированной в Китайском патентном ведомстве. Агент должен быть знаком с законодательством, касающимся торговых марок , соблюдать профессиональную этику и предоставлять клиентам качественные услуги. Кроме того, агенты имеют возможность подавать заявки в электронном виде.
Cписок официально зарегистрированных юридических фирм (патентных поверенных) доступен на веб-сайте CNIPA
Стоимость регистрации товарного знака в КНР по национальной процедуре
Расходы на регистрацию товарного знака в КНР по национальной процедуре складывается из двух основных компонентов:
Государственная пошлина
Услуги агента по товарным знакам в Китае
Государственная пошлина за регистрацию товарного знака в КНР
Базовая государственная пошлина составляет 270 юаней (примерно 42 доллара США) за подачу заявки на один класс МКТУ, включающий до 10 наименований товаров или услуг.
За каждое дополнительное наименование товаров свыше десяти в рамках одного класса взимается доплата в размере 27 юаней (около 4 долларов США).
Стоимость услуг агента по регистрации торговой марки в Китае
Услуги китайского патентного поверенного оплачиваются отдельно. В среднем цена подачи заявки на регистрацию знака в одном классе у профессионального агента составляет около 500 долларов США. Данная сумма может изменяться в зависимости от уровня сервиса и сложности заявления.
Дополнительные расходы
Если во время экспертизы заявки возникают замечания или поступают официальные запросы от ведомства по товарным знакам Китая (CNIPA), то возможны дополнительные расходы на подготовку ответов и юридическое сопровождение.
Рекомендация: перед подачей заявки обязательно запросите у агента полную смету расходов на регистрацию товарного знака в КНР, включая возможные дополнительные платежи.
Необходимые документы для национальной регистрации марки в материковом Китае
- Регистрируемый товарный знак (электронная версия)в формате (JPG, PNG.)
- Имя и адрес заявителя (юридический адрес организации или почтовый адрес физического лица).
- Перечень классов МКТУ, для которых регистрируется товарный знак.
- Подписанная / запечатанная доверенность (для онлайн-подачи достаточно сканированной копии).
- Копия свидетельства о регистрации заявителя с подписью / печатью если заявитель является компанией.
Все документы и сведения можно отправить в электронной виде (нотариальное заверение или легализация не требуется).
Порядок регистрации товарного знака в Китае
- Формальная экспертиза:
заявка подается в Управление по товарным знакам, где проводится проверка правильности оформления и оплаты пошлин. После успешной проверки высылается уведомление о приеме заявки к рассмотрению.
Срок: 1–2 месяца.
- Экспертиза по существу:
длится около 4–5 месяцев. Проверяется соответствие заявленного знака законодательству, проводится поиск тождественных и сходных до степени смешения товарных знаков, оценивается степень сходства и однородность товаров и услуг.
- Публикация заявки:
заявки, прошедшие экспертизу, публикуются в Бюллетене товарных знаков. В течение 3 месяцев с даты публикации любое заинтересованное лицо может подать возражение против регистрации.
- Регистрация и выдача сертификата:
при отсутствии возражений регистрация завершается, и выдается охранный документ.
Срок: 1–2 месяца после публикации.
Общий срок регистрации: При отсутствии возражений знак регистрируется примерно за 12 месяцев с даты подачи заявки.
Срок действия сертификата: 10 лет с даты регистрации. Заявление о продлении подается за 12 месяцев до истечения срока действия. Госпошлина за продление — 450 RMB (≈70,3 USD).
2. Регистрация знака в КНР по процедуре Мадридского Протокола
Помимо национальной регистрации товарный знак может быть зарегистрирован в Китае посредством подачи международной заявки по процедуре Мадридского Протокола, членом которого является КНР, через Всемирную организацию интеллектуальной собственности (WIPO).
В соответствии с Мадридским Протоколом, международная заявка с указанием Китая может быть подана либо на основе базовой регистрации знака либо поданной заявки на торговую марку в России через патентное ведомство РФ (Роспатент и его структурное подразделение Федеральный институт промышленной собственности - ФИПС).
Стоимость регистрации товарного знака в Китае при подаче международной заявки
Затраты на международную регистрацию с указанием Китая складывается из
- стоимости услуг патентных поверенных за оформление документов и сопровождение международной заявки;
- пошлины Роспатента за проверку и пересылку международной заявки в ВОИС (5000 руб. + 1000 руб. за каждый класс свыше 3-х);
- пошлин, подлежащих уплате Международному бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), которые оплачиваются в валюте швейцарских франках.
Сумма | |
---|---|
Для товарного знака в черно-белого исполнении: | 653 CHF |
Для товарного знака в цветном исполнении: | 903 CHF |
Дополнительная пошлина за каждый класс товаров и/или услуг свыше трех: | 100 CHF |
За указание КНР в международной заявке | 100 CHF |
За и пересылку регистрационного экземпляра заявки в Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности. | 5000 ₽ и дополнительно 1000 руб. за каждый класс МКТУ свыше 3 |
Итоговая сумма пошлин для знака в черно-белом исполнении до трех классов МКТУ. | 753CHF +5000 руб. ( ≈911 USD ) |
Итоговая сумма пошлин для цветного знака до трех классов МКТУ. | 903CHF +5000 руб. ( ≈ 1 078,7 USD) |
В указанную выше стоимость не входят гонорары китайских патентных поверенных за подготовку и направление ответов на возможные предварительные отказы в регистрации.
Какой способ выбрать?
В случае, если вас интересует регистрация торговой марки только в одной стране – в Китае и только в одном классе товаров и/или услуг, то финансово целесообразнее регистрировать торговую марку по национальной процедуре Китайской Народной Республики.
Если же вы хотите зарегистрироватьт бренд в нескольких странах, (включая Китай) или вам нужна охрана знака только в Китае, но для нескольких классов товаров – разумнее воспользоваться процедурой международной регистрации торговой марки.
Сертификат о регистрации товарного знака
При регистрации марки по международной процедуре китайское патентное ведомство Китая не выдает свидетельство на товарый знак. Рекомендуется обратиться с просьбой о его выдаче в китайское патентное ведомство поскольку в случае нарушения прав наличие охранного документа будет служить ценным доказательством при защите товарного знака в судах, так как административные органы будут просить этом доказательство, подтверждающее права владельца знака.